Since you are already here, then there is no need to explain what does Garm and К.С.Э. mean... You remember that it means beautiful mountains, fresh air, hot sun, and hot discussions about life, love, science, and politics. It means a lot of Plov, Vodka, friends, soccer matches and singing songs. Maybe, the beautiful mountains and good friends were more important, than seismology.
Thank you for being TOGETHER with us during those happy-happy days! Many-many years have passed, there is no К.С.Э. now, but we still remember Garm, and we still remember you. We still are your friends!
If you would like to add your photos or memoirs to this site, please, write us!
Olga Khalturina & Maya Khalturina
:))
Story by Vitaly Ponomarev N 11
Ясман – это река в системе ущелий юго-западного Тянь-Шаня. Бывшее русло ее, вместе с располагавшимися вдоль нее кишлаками, почти до самых верховий погребено сплошными обвалами, сошедшими в перехлест с обоих бортов ущелья при катастрофическом Хаитском землетрясении 10 июля 1949 года. Но ничего. Река поверх всего проложила себе новое русло, так сказать, этажом выше. И хотя борта этого в прошлом цветущего ущелья еще десятки лет спустя так и оставались стоять ободранными до их скального основания, удручающе голыми, в самой реке жизнь била ключом. Наукой установлено, что жизнь начиналась в воде. Похоже, так оно и есть.
В нижнем течении Ясмана хорошо ловилась крупная маринка, а повыше – форель. Еще выше, там где Ясман уже раздваивается на реки Соз и Акташ, в те времена, о которых здесь речь, рыбалка вообще была сказочной. Именно там я поймал свою самую крупную форель. Но об этом надо рассказывать отдельно. Здесь я о другом. Одна из сейсмических станций нашей экспедиции располагалась на краю бывшего Хаита, погребенного под обвалом. На ней сидел Женька Петухов, – из тех мужиков, которых не надо упрашивать, чтоб пойти на рыбалку или на охоту.
В один из наездов в Хаит – я там бывал довольно часто - мы с ним пошли на Ясман ловить рыбу накидкой. Собственно, ловил он, а я ему ассистировал. «Не забудь потемнее накидку, кружева на головку надень…». Так это – не та накидка. Накидка, о которой здесь речь, - это круглая сеть, в диаметре метра два. По ее краю густо нацеплено свинцовых шариков. В центре круга крепят веревку.
Ловля накидкой требует определенной сноровки. Метатель накидки, намотав конец веревки на руку, зубами и обеими руками держит сеть врастопырку, а затем, пружиня всем телом, бросает ее, стараясь сделать это так, чтоб сеть, во-первых, накрыла бы намеченное место, а во-вторых, упала бы на воду равномерным кругом.
Важно вовремя выпустить ее край из зубов. У начинающих – или у просто бестолковых – сеть летит комом, а то еще, чего доброго, вместе с нею могут улететь и зубы... Правильно брошенная сеть тонет, накрывая воду куполом. Края ее под весом свинцовых шариков сходятся и захватывают в образовавшуюся мотню, что там в нее попадется.
Мы действовали по такой схеме. Женька кидал накидку, – он в этом деле был большой дока, – я следом кидался в воду и для верности хватал попавшуюся рыбину прямо сквозь сеть. Ухватив ее – кричал: "Есть!..", "Еще одна!.. Большая!.." – что-нибудь в этом роде, в зависимости от контекста обстоятельств, и мы поспешно, сшибая ноги о камни, тащили тяжелую накидку на прибрежный курумник.
И вот, после очередного заброса, я прыгаю в воду, обеими руками крепко ухватываю в воде сквозь сеть что-то необычно упруго-верткое, кричу: "Есть!.. Какая-то длинная!.." – и вытаскиваю в руках спеленатую сеткой… змею!
Ничего, вроде, особенного. Но я сейчас вот об этом вспомнил – у меня холод пошел меж лопаток…
Похожую историю как-то рассказал мне один мой товарищ. Одно время он увлекался ловлей раков голыми руками. В подводной части берегового обрыва были норы, и они в этих норах сидели, клешнями наружу.
Дело технически несложное: нащупываешь нору, лезешь в нее рукой и, если он там сидит, его оттуда вытаскиваешь. Однако у рака – клешни, которыми он щиплет, что твои прищепки. Но едва ли не хуже клешней – шиповатые выступы, в том месте, где у людей бывают надбровные дуги. «Пальцы, бывало, так исколешь!» – жаловался он.
Однажды он полез рукой в нору – по мысли, за раком, – но нащупал в ней что-то совсем другое – упругое и верткое. Это была змея, как вы уже догадались. Но он был не такой дошлый, и решил, что это, скорей всего, налим. Налимы тоже любят сидеть в таких норах. И как та ни упиралась, он все равно эту гадюку вытащил. Так вот, этот мой товарищ утверждал, что если ухватишь змею под водой, ничего страшного в этом нет: в воде, мол, змеи не кусаются.
Не знаю. Может, это и так. Если подумать, то это было бы и не удивительно. Те же люди: они, бывает, дерутся в воде, таскают там друг друга за волосы или еще что, но я как-то не слыхивал, чтобы они под водой еще и кусались. Не исключено, что существам, которые по-нормальному дышат воздухом, кусаться под водой невозможно в принципе. Во всяком случае, чтоб качественно укусить, этому надо учиться специально. Просто так это не получится.
Впрочем, это все теория. Друг! На всякий случай плавающих в воде змей лучше не хватай. Плывет она - и черт с ней, пусть себе плывет.
Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/rbbw2/8.rbbw2.z8.ru/docs/story.php on line 37
Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/rbbw2/8.rbbw2.z8.ru/docs/story.php on line 37
Сайты наших друзей и земляков:
--------------------------------- Анастасия Коляда, она же Стася, внучка В.И.Халтурина, инструктор по горным лыжам, научит вас кататься на лыжах и сноуборде: